Органы управления и контроля трактора с гидромеханической трансмиссией Т-170 Т-130 Б-10 ЧТЗ


(рис. 3.5)

Рычаг управления коробкой передач 13 предназначен для переключения передач и перемены направления движения трактора – вперед или назад. Схема переключения передач приведена рядом (слева) с рычагом. Реверсирование трактора в положении включенной передачи переднего хода невозможно, для этого необходимо рычаг управления перевести в нейтральное положение, затем включить задний ход.

Рычаг блокировки 15 предназначен для блокировки перемещения рычага управления коробкой передач при включении передач. Рычаг блокировки расположен в нише поста управления.

 ВНИМАНИЕ! Рычаг блокировки установить в верхнее положение:

– перед пуском дизеля;

– перед остановкой дизеля;

– при выходе из кабины трактора при работающем дизеле

Рычаги управления поворотом (бортовыми фрикционами) 10, 11 и педали тормозов  1, 3 предназначены для выключения бортовых фрикционов и включения тормозов. 

При передвижении одного из рычагов назад «на себя» до упора выключается соответствующий бортовой фрикцион, и трактор плавно поворачивается в сторону выключенного фрикциона, при последующем нажатии на педаль этого борта происходит крутой поворот трактора в ту же сторону.

При стоянках на уклонах трактор с неработающим дизелем затормозить, нажав на правую педаль тормоза и зафиксировав ее защелкой.

Рычаг управления передней навесной системой 4 изположения «НЕЙТРАЛЬНОЕ – ЗАПЕРТО» может перемещаться в положение «на себя» до упора – «ПОДЪЕМ»; «от себя» до упора (через нейтральное положение) – «ОПУСКАНИЕ»; дальнейшее передвижение «от себя» – «ПЛАВАЮЩЕЕ».

При перемещении рычага вправо, влево обеспечивается перекос отвала в соответствующую сторону.

Рычаг  управления задней навесной системой 8.

Положение рычага  и соответствующие ему рабочие позиции аналогичны положениям рычага управления передней навесной системой.

Рис. 3.5. Органы управления, оборудование рабочего места и кабины трактора
с гидромеханической трансмиссией:

1 – левая педаль тормоза; 2 – защелка стояночного тормоза; 3 – правая педаль тормоза; 4 – рычаг управления передней навесной системой; 5 – блок пуска и контроля; 6 – кронштейн для огнетушителя;
7 – молоток для  разбивания стекол; 8 – рычаг управления задней навесной системой; 9 – щиток управления; 10 – правый рычаг управления поворотом; 11 – левый рычаг управления поворотом; 12 – кожух для размещения футляра аптечки; 13 – рычаг управления коробкой передач; 14 – замок отсека АКБ; 15 – рычаг блокировки; А – схема переключения передач; органы регулирования сиденья: В – ручка перемещения вперед–назад; С – указатель нагрузки; D – ручка регулирования нагрузки; Е – ручка регулирования высоты

            

Рис. 6. Символы назначения органов управления и контроля:


1 – включено (пуск)

2 – «масса»

3 – замок-выключатель стартера

4 – магнето

5 – электроприбор (амперметр, вольтметр)

6 – вентилятор кабины

7 – стеклоочиститель переднего стекла (верхний)

8 – стеклоочиститель переднего стекла (нижний)

9 – стеклоочиститель заднего стекла

10 – звуковой сигнал

11 – освещение кабины

12 – освещение приборов

13 – дальний свет (передние фары капота)

14 – дальний свет (задние фары)

15 – рабочая фара

16 – сигнализация транспортных средств (спецтранспорт)  

17 – уровень топлива

18 – фильтр гидросистемы

19 – мотосчетчик

20 – подогрев двигателя факельный (ЭФУ)

21 – двигатель – обороты

22 – наличие масла в двигателе

23 – давление масла в двигателе

24 – температура охлаждающей жидкости

25 – воздушный фильтр

26 – масляный фильтр двигателя

27 – засоренность масляного фильтра в трансмиссии

28 – давление масла в трансмиссии

29 – давление масла в системе управления трансмиссией

30 – давление масла в КП

31 – давление масла в ГМТ

32 – давление масла в ГМТ на выходе

33 – температура масла в ГМТ

34 – температура масла в ГТР

35 – блокировка КП – закрыто

36 – блокировка КП – открыто

37 – стартерный привод
(механизм включения – включено)

38 – стартерный привод
(механизм включения – выключено)

39 – воздушная заслонка – открыто

40 – воздушная заслонка – закрыто

41 – муфта сцепления пускового двигателя –   включено

42 – муфта сцепления пускового двигателя – выключено

43 – механизм декомпрессора – закрыто

44 – механизм декомпрессора – открыто

45 – стояночный тормоз

46 – быстрее (редуктор пускового двигателя – ускоренная передача)

47 – медленнее (редуктор пускового двигателя – замедленная передача)

48 – направление перемещения рычага управления (точка – нейтральное положение)

49 – нейтраль

50 – движение вперед

51 – движение назад

52 – движение влево

53 движение вправо

54 –отвал бульдозера – плавающее положение

55 – отвал бульдозера – подъем

56 – отвал бульдозера – опускание

57 – отвал бульдозера – перекос влево

58 – отвал бульдозера – перекос вправо

59 – рыхлитель – плавающее положение

60 – рыхлитель – подъем

61 – рыхлитель – опускание

62 – задняя навеска – плавающее положение

63 – задняя навеска – подъем

64 – задняя навеска – опускание

65 – ВНИМАНИЕ, аварийное состояние

66 – работать в защитных наушниках

Блок пуска и контроля 5 предназначен с помощью сосредоточенных на нем выключателей, аналоговых и дискретных приборов для осуществления пуска дизеля и контроля нормальной работы трактора. Состоит из щитков приборов 4 и пуска 14 (рис.3.7).

На щитке приборов расположены:

–  указатель напряжения 5  в электросети трактора. Нормальное напряжение не ниже 26 В. При максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля стрелка указателя должна находиться в зеленом секторе шкалы прибора;

– приемник указателя температуры охлаждающей жидкости 1 предназначен для контроля температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля. Нормальная рабочая температура от 65 до 85 °С, максимально допустимая 100 °С – в течение не более 10 мин;

– приемник указателя давления масла 2 предназначен для контроля давления масла в системе смазки дизеля. Нормальное давление от 0,3 до 0,5 МПа (от 3 до 5 кгс/см²);

– приемник указателя температуры масла 7 предназначен для контроля температуры масла в гидротрансформаторе. Нормальная рабочая температура масла от плюс 40 до плюс 100 °С. Допускается кратковременное, – до 10 мин, повышение температуры масла до 110 °С;

– приемник  указателя уровня топлива 6 предназначен для контроля уровня топлива в топливном баке;

– контрольная лампа сигнализатора аварийного давления 3, ее загорание указывает на падение давления в системе смазки дизеля (перед ТКР) ниже допустимого;

– фонари (рубинового цвета) контрольных ламп сигнализаторов аварийного давления 18, 9, 8, загорание их указывает на падение давления ниже допустимого соответственно в системе смазки коробки передач (КП), системе управления КП и на выходе из гидротрансформатора.

Загорание ламп на режимах малых и средних оборотов дизеля при прогретой, до рабочего диапазона температур масла, трансмиссии не является браковочным признаком, если при повышении оборотов дизеля лампы гаснут.

Нормальное давление в системе смазки коробки передач (КП) от 0,11 до 0,15 МПа (от 1,1  до 1,5 кгс/см²), в системе управления КП от 2,2 до 2,5 МПа (от 22 до 25 кгс/см²), на выходе из гидротрансформатора от 0,25 до 0,28 МПа (от 2,5 до 2,8 кгс/см²);

– фонарь (рубинового цвета) контрольной ламы сигнализатора засоренности фильтра гидросистемы навесного оборудования 25, загорание указывает на засоренность фильтра;

– фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора засоренности воздушного фильтра дизеля 24, загорание указывает на засоренность воздушного фильтра;

– фонарь (рубинового цвета)  контрольной лампы сигнализатора засоренности масляного фильтра дизеля 23, загорание указывает на засоренность масляного фильтра.

Рис. 3.7. Блок пуска и контроля тракторов с гидромеханической трансмиссией:

1 – приемник указателя температуры охлаждающей жидкости дизеля; 2 – приемник указателя давления  масла в системе смазки дизеля; 3 – контрольная лампа сигнализатора ав0арийного давления в системе смазки дизеля;          4  – щиток приборов; 5  – указатель напряжения; 6 – приемник указателя уровня топлива; 7 – приемник указателя температуры  масла в гидротрансформаторе; 8  – фонарь  контрольной лампы сигнализатора  аварийного давления в гидротрансформаторе на выходе (рубиновый); 9  – фонарь контрольной лампы  сигнализатора аварийного давления в системе управления КП (рубиновый); 10 – выключатель МЗН*;11 – выключатель магнето*; 12  – подсветка щитка приборов*, выключатель фар капота;13  – блок предохранителей; 14  – щиток пуска; 15  – выключатель аккумуляторных батарей («массы»);16  – выключатель звуковых сигналов; 17  – замок-включатель стартера*; 18  – фонарь контрольной лампы сигнализатора аварийного давления в системе смазки  коробки передач (рубиновый);

19  – фонарь контрольной лампы, указывающий готовность системы ЭФУ  к пуску дизеля (зеленый); 20 – подсветка щитка приборов;21 – выключатель электрофакельного устройства (ЭФУ); 22 – замок-включатель стартера и МЗН;

23  – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности масляного фильтра  дизеля (рубиновый);

24  – фонарь  контрольной лампы сигнализатора  засоренности воздушного фильтра дизеля (рубиновый);     

25  – фонарь  контрольной лампы сигнализатора засоренности фильтра гидросистемы навесного оборудования (рубиновый)

__________________

* Для тракторов с пусковым двигателем

На щитке пуска установлены выключатель аккумуляторных батарей («массы») 15, выключатель звуковых сигналов 16, выключатель фар капота 12, выключатель подсветки щитка приборов 20:

     – для тракторов с электростартерной системой пуска – замок-включатель стартера и маслозакачивающего насоса (М3Н) 22, выключатель электрофакельного устройства (ЭФУ) 21, фонарь (зеленого цвета) контрольной лампы 19, указывающей (готовность ЭФУ к пуску дизеля);

– для тракторов с пусковым двигателем – выключатель маслозакачивающего насоса 10, выключатель магнето 11, замок-включатель стартера 17.

Внутри корпуса блока пуска и контроля установлены предохранители, коммунатационное электрооборудование.

 

Рис. 3.8. Щиток управления:

1 – блок предохранителей; 2 – выключатель передних фар; 3 – выключатель проблескового маяка;4 – выключатель задних фар; 5 – выключатель стеклоочистителя заднего стекла; 6 – выключатель стеклоочистителя переднего стекла (верхнего); 7 – выключатель стеклоомывателя*; 8 – выключатель стеклоочистителя переднего стекла (нижнего); 9 – выключатель освещения кабины (плафон); 10, 11– выключатель вентилятора-отопителя (1-ая скорость медленно, 2-ая скорость быстрее); 12 – свободный; 13 – счетчик времени наработки (может быть установлен на блоке пуска и контроля)

—————————————————————-

* Может быть установлен при установке стеклоомывателя переднего стекла по требованию потребителя

Щиток управления 9 (рис.3.5) предназначен,с помощью сосредоточенных на нем выключателей, включать или выключать различные потребители электроэнергии. На щитке (рис. 3.8) расположены: счетчик времени наработки 13, блок предохранителей 1, выключатель стеклоомывателя 7, два блока клавишных выключателей, предназначенных для включения передних фар 2 и задних фар 4, плафона 9 освещения кабины, вентилятора-отопителя 10, 11, стеклоочистителей 5, 6, 8, проблескового маяка 3.

Назначение приборов, ламп, выключателей на щитках обозначено символами (рис. 3.6).

Органы управления и контроля трактора с механической трансмиссией

(рис. 3.9)

Рычаги управления коробкой передач 6, 20 предназначены для переключения передач и перемены направления движения трактора – вперед или назад. Рычагом 6 включается одна из выбранных передач. Рычагом 20 включается нормальный или ускоренный диапазон передач переднего хода, или задний ход. Включенные положения рычагов фиксируются устройством, связанным с педалью муфты сцепления трактора. Ни один из рычагов нельзя переключить, если не выключена муфта сцепления.

Рычаг 20 сблокирован с выключателем магнето и при пуске пускового двигателя должен находиться в нейтральном положении, иначе пуск пускового двигателя невозможен.

Перед остановкой дизеля рычаги управления коробкой передач необходимо установить в нейтральное положение.

Схема переключения передач дана на рис. 3.10.

Педаль муфты сцепления 10 предназначена для выключения муфты сцепления при переключении (включении) передач, диапазонов и изменении направления движения. Для выключения муфты сцепления педаль следует нажать и переместить вперед.

Муфта сцепления легко выключается при работающем дизеле благодаря устройству гидросервирования, облегчающему выключение. При неработающем дизеле выключение муфты сцепления затруднено, и для облегчения выключения муфты в оси педали предусмотрено отверстие для установки ломика.

Рис. 3.9. Органы управления, оборудование рабочего места и кабины
трактора с механической трансмиссией:

1 – педаль управления подачей топлива (деселератор); 2 – розетка для подключения освещения и сигнализации прицепных орудий; 3 – сигнал низкого тона; 4 – защелка фиксации двери кабины в открытом положении; 5 – защелка стояночного тормоза; 6 – рычаг переключения передач; 7 – фиксатор педали; 8 – масленка для смазки подшипника включения муфты сцепления; 9 – указатель ВМТ; 10 – педаль муфты сцепления;         11 – рычаг механизма декомпрессора; 12 – щиток приборов; 13 – стеклоочиститель; 14 – шторка; 15 – рукоятка управления воздушной заслонкой отопителя-вентилятора кабины; 16 – зеркало; 17 – рычаг управления подачей топлива; 18 – педаль тормоза; 19 – рычаг управления поворотом; 20 – рычаг переключения заднего хода и диапазонов переднего хода коробки передач; 21 – щиток управления; 22 – молоток для разбивания стекол;            23 – рычаг управления перекосом отвала; 24 – рычаг управления задней навесной системой; 25 – рычаг управления передней навесной системой; 26 – кронштейн крепления термоса (на левой стороне – кронштейн для огнетушителя); 27 – удлиненная рукоятка (В – размер 100 мм – зона контакта руки при работе); 28 – фара;       29 – крышка заливной горловины топливного бака; 30 – кожух для размещения футляра аптечки;   31 – батарея аккумуляторная; 32 – розетка штепсельная подключения переносной лампы; 33 – выключатель «массы»;       34* – рычаг муфты сцепления пускового двигателя; 35* – рычаг механизма включения пускового двигателя;   36* – ручка тяги воздушной заслонки карбюратора; 37* – рычаг переключения редуктора пускового двигателя

__________________________

* Для тракторов с пусковым двигателем

Рычаг управления поворотом 19 предназначен для управления бортовыми фрикционами и  тормозами.

При перемещении рычага вдоль продольной оси трактора работает привод управления тормозами, а поперек – привод сервомеханизма управления бортовыми фрикционами.

Передвижением рычага в сторону поворота до упора выключается бортовой фрикцион соответствующего борта. Дальнейшее перемещение рычага назад «на себя» до упора приводит к остановке гусеницы, при этом происходит крутой поворот.

После окончания торможения рычаг отпустить. Под действием пружины он вернется в нейтральное положение. Тормоз выключится, а бортовые фрикционы включатся.

Схема перемещения рычага управления поворотом показана на рис. 3.11.

Рис. 3.10. Схема переключения передач:

А – положения рычага переключения передач; В – положения рычага переключения заднего хода и диапазонов переднего хода коробки передач; N – нейтральное положение; 1 – ускоренный диапазон; 2 – нормальный диапазон; 3 – задний ход; I, II, III, IV – передачи

Рис. 3.11. Схема перемещения рычага управления поворотом:

1 – нейтральное положение; 2 – включен стояночный тормоз;  3  –  выключен правый бортовой фрикцион;                4 –  включен правый тормоз; 5 – выключен левый бортовой фрикцион; 6 – включен левый тормоз

При заглушенном дизеле на подъемах (уклонах) трактор затормозить включением стояночного тормоза: передвинуть рычаг назад «на себя» и зафиксировать защелкой.

Торможение трактора производится без отключения бортовых фрикционов передвижением рычага «на себя» или педалью 18 тормоза – «от себя».

ВНИМАНИЕ! Для уменьшения вибрационных нагрузок на оператора при длительной работе рекомендуется заменить рукоятку рычага управления поворотом на удлиненную рукоятку, находящуюся в ЗИПе. Загнутый конец удлиненной рукоятки должен быть обращен вперед (в сторону щитка приборов).

Рабочая зона положения руки оператора находится на участке В (рис. 3.9) – около 100 мм от нижнего торца удлиненной рукоятки.

Рычаг управления передней навесной системой 25 изположения «НЕЙТРАЛЬНОЕ – ЗАПЕРТО» может перемещаться в положение «на себя» до упора – «ПОДЪЕМ»; «от себя» до упора (через нейтральное положение) – «ОПУСКАНИЕ»; дальнейшее передвижение «от себя» – «ПЛАВАЮЩЕЕ».

Рычаг  управления перекосом отвала 23.

При перемещении «на себя» обеспечивается левый перекос отвала, при перемещении  «от себя»  – правый.

Рычаг  управления задней навесной системой 24.

Положение рычага  и соответствующие ему рабочие позиции аналогичны положениям рычага управления передней навесной системой.

     Щиток приборов 12 предназначен с помощью установленных на нем приборов контролировать нормальную работу трактора. На щитке приборов (рис. 3.12) расположены:

     – указатель напряжения 1  в электросети трактора. Нормальное напряжение не ниже 26 В;

     – приемник указателя давления масла 3 предназначен для контроля давления масла в системе смазки дизеля.  Нормальное давление от 0,3 до 0,5 МПа (от 3 до 5 кгс/см²);

     – приемник указателя температуры охлаждающей жидкости 5 предназначен для контроля температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля. Нормальная рабочая температура охлаждающей жидкости от плюс 65 до плюс 85 °С, максимально допустимая 100 °С – в течение не более 10 мин;

     – приемник указателя уровня топлива 6 предназначен для контроля уровня топлива в топливном баке;

Рис. 3.12. Щиток приборов трактора с механической трансмиссией:

1 – указатель напряжения; 2 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности воздушного фильтра дизеля (рубиновый); 3 – приемник указателя давления масла в системе смазки дизеля; 4 – фонарь контрольной лампы сигнализатора  аварийного давления в системе смазки коробки передач (рубиновый); 5 – приемник указателя температуры охлаждающей жидкости дизеля; 6 – приемник указателя уровня топлива; 7 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности масляного фильтра дизеля (рубиновый); 8 – замок-включатель стартера и МЗН; замок-включатель стартера*; 9,10 – свободный; 11 – кнопка сигналов; 12 – выключатель подсветки щитка приборов; 13 – фонарь контрольной лампы сигнализатора  засоренности фильтра гидросистемы навесного оборудования  (рубиновый); 14 – выключатель фар капота; 15 – выключатель электрофакельного устройства (ЭФУ); выключатель МЗН*; 16 – фонарь контрольной лампы, указывающий готовность системы ЭФУ к пуску дизеля (зеленый); 17 – выключатель магнето*; 18 – контрольная лампа сигнализатора аварийного давления в системе смазки дизеля

————————————————————————————

* Для тракторов с пусковым двигателем

     – фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора засоренности фильтра гидросистемы навесного оборудования 13, загорание указывает на засоренность фильтра;

     –  кнопка сигналов 11;

     – фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора аварийного давления 4, загорание указывает на падение давления в системе смазки коробки передач ниже допустимого;

     – контрольная лампа сигнализатора аварийного давления 18, ее загорание указывает на падение давления в системе смазки дизеля (перед ТКР) ниже допустимого;

     – фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора засоренности воздушного фильтра дизеля 2, загорание указывает на засоренность воздушного фильтра;

     – фонарь (рубинового цвета)  контрольной лампы сигнализатора засоренности масляного фильтра дизеля 7, загорание указывает на засоренность масляного фильтра;

     – фонарь (зеленого цвета) контрольной лампы, указывающий готовность электрофакельного устройства (ЭФУ) к пуску дизеля 16;

     – замок-включатель стартера и маслозакачивающего насоса 8, для трактора с пусковым двигателем – замок-включатель стартера;

     – выключатель электрофакельного устройства (ЭФУ) 15, для трактора с пусковым двигателем – выключатель МЗН;

     – блок клавишных выключателей с выключателями подсветки щитка приборов 12, фар капота 14, для трактора с пусковым двигателем – выключателем магнето 17.

     Назначение приборов, ламп, выключателей на щитке указано символами (рис. 3.6).

     Внутри корпуса щитка приборов установлены предохранители, коммутационное электрооборудование. Доступ внутрь корпуса осуществляется снизу через крышку.