(рис. 3.5)
Рычаг управления коробкой передач 13 предназначен для переключения передач и перемены направления движения трактора – вперед или назад. Схема переключения передач приведена рядом (слева) с рычагом. Реверсирование трактора в положении включенной передачи переднего хода невозможно, для этого необходимо рычаг управления перевести в нейтральное положение, затем включить задний ход.
Рычаг блокировки 15 предназначен для блокировки перемещения рычага управления коробкой передач при включении передач. Рычаг блокировки расположен в нише поста управления.
ВНИМАНИЕ! Рычаг блокировки установить в верхнее положение:
– перед пуском дизеля;
– перед остановкой дизеля;
– при выходе из кабины трактора при работающем дизеле
Рычаги управления поворотом (бортовыми фрикционами) 10, 11 и педали тормозов 1, 3 предназначены для выключения бортовых фрикционов и включения тормозов.
При передвижении одного из рычагов назад «на себя» до упора выключается соответствующий бортовой фрикцион, и трактор плавно поворачивается в сторону выключенного фрикциона, при последующем нажатии на педаль этого борта происходит крутой поворот трактора в ту же сторону.
При стоянках на уклонах трактор с неработающим дизелем затормозить, нажав на правую педаль тормоза и зафиксировав ее защелкой.
Рычаг управления передней навесной системой 4 изположения «НЕЙТРАЛЬНОЕ – ЗАПЕРТО» может перемещаться в положение «на себя» до упора – «ПОДЪЕМ»; «от себя» до упора (через нейтральное положение) – «ОПУСКАНИЕ»; дальнейшее передвижение «от себя» – «ПЛАВАЮЩЕЕ».
При перемещении рычага вправо, влево обеспечивается перекос отвала в соответствующую сторону.
Рычаг управления задней навесной системой 8.
Положение рычага и соответствующие ему рабочие позиции аналогичны положениям рычага управления передней навесной системой.
Рис. 3.5. Органы управления, оборудование рабочего места и кабины трактора
с гидромеханической трансмиссией:
1 – левая педаль тормоза; 2 – защелка стояночного тормоза; 3 – правая педаль тормоза; 4 – рычаг управления передней навесной системой; 5 – блок пуска и контроля; 6 – кронштейн для огнетушителя;
7 – молоток для разбивания стекол; 8 – рычаг управления задней навесной системой; 9 – щиток управления; 10 – правый рычаг управления поворотом; 11 – левый рычаг управления поворотом; 12 – кожух для размещения футляра аптечки; 13 – рычаг управления коробкой передач; 14 – замок отсека АКБ; 15 – рычаг блокировки; А – схема переключения передач; органы регулирования сиденья: В – ручка перемещения вперед–назад; С – указатель нагрузки; D – ручка регулирования нагрузки; Е – ручка регулирования высоты
Рис. 6. Символы назначения органов управления и контроля:
1 – включено (пуск)
2 – «масса»
3 – замок-выключатель стартера
4 – магнето
5 – электроприбор (амперметр, вольтметр)
6 – вентилятор кабины
7 – стеклоочиститель переднего стекла (верхний)
8 – стеклоочиститель переднего стекла (нижний)
9 – стеклоочиститель заднего стекла
10 – звуковой сигнал
11 – освещение кабины
12 – освещение приборов
13 – дальний свет (передние фары капота)
14 – дальний свет (задние фары)
15 – рабочая фара
16 – сигнализация транспортных средств (спецтранспорт)
17 – уровень топлива
18 – фильтр гидросистемы
19 – мотосчетчик
20 – подогрев двигателя факельный (ЭФУ)
21 – двигатель – обороты
22 – наличие масла в двигателе
23 – давление масла в двигателе
24 – температура охлаждающей жидкости
25 – воздушный фильтр
26 – масляный фильтр двигателя
27 – засоренность масляного фильтра в трансмиссии
28 – давление масла в трансмиссии
29 – давление масла в системе управления трансмиссией
30 – давление масла в КП
31 – давление масла в ГМТ
32 – давление масла в ГМТ на выходе
33 – температура масла в ГМТ
34 – температура масла в ГТР
35 – блокировка КП – закрыто
36 – блокировка КП – открыто
37 – стартерный привод
(механизм включения – включено)
38 – стартерный привод
(механизм включения – выключено)
39 – воздушная заслонка – открыто
40 – воздушная заслонка – закрыто
41 – муфта сцепления пускового двигателя – включено
42 – муфта сцепления пускового двигателя – выключено
43 – механизм декомпрессора – закрыто
44 – механизм декомпрессора – открыто
45 – стояночный тормоз
46 – быстрее (редуктор пускового двигателя – ускоренная передача)
47 – медленнее (редуктор пускового двигателя – замедленная передача)
48 – направление перемещения рычага управления (точка – нейтральное положение)
49 – нейтраль
50 – движение вперед
51 – движение назад
52 – движение влево
53 – движение вправо
54 –отвал бульдозера – плавающее положение
55 – отвал бульдозера – подъем
56 – отвал бульдозера – опускание
57 – отвал бульдозера – перекос влево
58 – отвал бульдозера – перекос вправо
59 – рыхлитель – плавающее положение
60 – рыхлитель – подъем
61 – рыхлитель – опускание
62 – задняя навеска – плавающее положение
63 – задняя навеска – подъем
64 – задняя навеска – опускание
65 – ВНИМАНИЕ, аварийное состояние
66 – работать в защитных наушниках
Блок пуска и контроля 5 предназначен с помощью сосредоточенных на нем выключателей, аналоговых и дискретных приборов для осуществления пуска дизеля и контроля нормальной работы трактора. Состоит из щитков приборов 4 и пуска 14 (рис.3.7).
На щитке приборов расположены:
– указатель напряжения 5 в электросети трактора. Нормальное напряжение не ниже 26 В. При максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля стрелка указателя должна находиться в зеленом секторе шкалы прибора;
– приемник указателя температуры охлаждающей жидкости 1 предназначен для контроля температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля. Нормальная рабочая температура от 65 до 85 °С, максимально допустимая 100 °С – в течение не более 10 мин;
– приемник указателя давления масла 2 предназначен для контроля давления масла в системе смазки дизеля. Нормальное давление от 0,3 до 0,5 МПа (от 3 до 5 кгс/см²);
– приемник указателя температуры масла 7 предназначен для контроля температуры масла в гидротрансформаторе. Нормальная рабочая температура масла от плюс 40 до плюс 100 °С. Допускается кратковременное, – до 10 мин, повышение температуры масла до 110 °С;
– приемник указателя уровня топлива 6 предназначен для контроля уровня топлива в топливном баке;
– контрольная лампа сигнализатора аварийного давления 3, ее загорание указывает на падение давления в системе смазки дизеля (перед ТКР) ниже допустимого;
– фонари (рубинового цвета) контрольных ламп сигнализаторов аварийного давления 18, 9, 8, загорание их указывает на падение давления ниже допустимого соответственно в системе смазки коробки передач (КП), системе управления КП и на выходе из гидротрансформатора.
Загорание ламп на режимах малых и средних оборотов дизеля при прогретой, до рабочего диапазона температур масла, трансмиссии не является браковочным признаком, если при повышении оборотов дизеля лампы гаснут.
Нормальное давление в системе смазки коробки передач (КП) от 0,11 до 0,15 МПа (от 1,1 до 1,5 кгс/см²), в системе управления КП от 2,2 до 2,5 МПа (от 22 до 25 кгс/см²), на выходе из гидротрансформатора от 0,25 до 0,28 МПа (от 2,5 до 2,8 кгс/см²);
– фонарь (рубинового цвета) контрольной ламы сигнализатора засоренности фильтра гидросистемы навесного оборудования 25, загорание указывает на засоренность фильтра;
– фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора засоренности воздушного фильтра дизеля 24, загорание указывает на засоренность воздушного фильтра;
– фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора засоренности масляного фильтра дизеля 23, загорание указывает на засоренность масляного фильтра.
Рис. 3.7. Блок пуска и контроля тракторов с гидромеханической трансмиссией:
1 – приемник указателя температуры охлаждающей жидкости дизеля; 2 – приемник указателя давления масла в системе смазки дизеля; 3 – контрольная лампа сигнализатора ав0арийного давления в системе смазки дизеля; 4 – щиток приборов; 5 – указатель напряжения; 6 – приемник указателя уровня топлива; 7 – приемник указателя температуры масла в гидротрансформаторе; 8 – фонарь контрольной лампы сигнализатора аварийного давления в гидротрансформаторе на выходе (рубиновый); 9 – фонарь контрольной лампы сигнализатора аварийного давления в системе управления КП (рубиновый); 10 – выключатель МЗН*;11 – выключатель магнето*; 12 – подсветка щитка приборов*, выключатель фар капота;13 – блок предохранителей; 14 – щиток пуска; 15 – выключатель аккумуляторных батарей («массы»);16 – выключатель звуковых сигналов; 17 – замок-включатель стартера*; 18 – фонарь контрольной лампы сигнализатора аварийного давления в системе смазки коробки передач (рубиновый);
19 – фонарь контрольной лампы, указывающий готовность системы ЭФУ к пуску дизеля (зеленый); 20 – подсветка щитка приборов;21 – выключатель электрофакельного устройства (ЭФУ); 22 – замок-включатель стартера и МЗН;
23 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности масляного фильтра дизеля (рубиновый);
24 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности воздушного фильтра дизеля (рубиновый);
25 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности фильтра гидросистемы навесного оборудования (рубиновый)
__________________
* Для тракторов с пусковым двигателем
На щитке пуска установлены выключатель аккумуляторных батарей («массы») 15, выключатель звуковых сигналов 16, выключатель фар капота 12, выключатель подсветки щитка приборов 20:
– для тракторов с электростартерной системой пуска – замок-включатель стартера и маслозакачивающего насоса (М3Н) 22, выключатель электрофакельного устройства (ЭФУ) 21, фонарь (зеленого цвета) контрольной лампы 19, указывающей (готовность ЭФУ к пуску дизеля);
– для тракторов с пусковым двигателем – выключатель маслозакачивающего насоса 10, выключатель магнето 11, замок-включатель стартера 17.
Внутри корпуса блока пуска и контроля установлены предохранители, коммунатационное электрооборудование.
Рис. 3.8. Щиток управления:
1 – блок предохранителей; 2 – выключатель передних фар; 3 – выключатель проблескового маяка;4 – выключатель задних фар; 5 – выключатель стеклоочистителя заднего стекла; 6 – выключатель стеклоочистителя переднего стекла (верхнего); 7 – выключатель стеклоомывателя*; 8 – выключатель стеклоочистителя переднего стекла (нижнего); 9 – выключатель освещения кабины (плафон); 10, 11– выключатель вентилятора-отопителя (1-ая скорость медленно, 2-ая скорость быстрее); 12 – свободный; 13 – счетчик времени наработки (может быть установлен на блоке пуска и контроля)
—————————————————————-
* Может быть установлен при установке стеклоомывателя переднего стекла по требованию потребителя
Щиток управления 9 (рис.3.5) предназначен,с помощью сосредоточенных на нем выключателей, включать или выключать различные потребители электроэнергии. На щитке (рис. 3.8) расположены: счетчик времени наработки 13, блок предохранителей 1, выключатель стеклоомывателя 7, два блока клавишных выключателей, предназначенных для включения передних фар 2 и задних фар 4, плафона 9 освещения кабины, вентилятора-отопителя 10, 11, стеклоочистителей 5, 6, 8, проблескового маяка 3.
Назначение приборов, ламп, выключателей на щитках обозначено символами (рис. 3.6).
Органы управления и контроля трактора с механической трансмиссией
(рис. 3.9)
Рычаги управления коробкой передач 6, 20 предназначены для переключения передач и перемены направления движения трактора – вперед или назад. Рычагом 6 включается одна из выбранных передач. Рычагом 20 включается нормальный или ускоренный диапазон передач переднего хода, или задний ход. Включенные положения рычагов фиксируются устройством, связанным с педалью муфты сцепления трактора. Ни один из рычагов нельзя переключить, если не выключена муфта сцепления.
Рычаг 20 сблокирован с выключателем магнето и при пуске пускового двигателя должен находиться в нейтральном положении, иначе пуск пускового двигателя невозможен.
Перед остановкой дизеля рычаги управления коробкой передач необходимо установить в нейтральное положение.
Схема переключения передач дана на рис. 3.10.
Педаль муфты сцепления 10 предназначена для выключения муфты сцепления при переключении (включении) передач, диапазонов и изменении направления движения. Для выключения муфты сцепления педаль следует нажать и переместить вперед.
Муфта сцепления легко выключается при работающем дизеле благодаря устройству гидросервирования, облегчающему выключение. При неработающем дизеле выключение муфты сцепления затруднено, и для облегчения выключения муфты в оси педали предусмотрено отверстие для установки ломика.
Рис. 3.9. Органы управления, оборудование рабочего места и кабины
трактора с механической трансмиссией:
1 – педаль управления подачей топлива (деселератор); 2 – розетка для подключения освещения и сигнализации прицепных орудий; 3 – сигнал низкого тона; 4 – защелка фиксации двери кабины в открытом положении; 5 – защелка стояночного тормоза; 6 – рычаг переключения передач; 7 – фиксатор педали; 8 – масленка для смазки подшипника включения муфты сцепления; 9 – указатель ВМТ; 10 – педаль муфты сцепления; 11 – рычаг механизма декомпрессора; 12 – щиток приборов; 13 – стеклоочиститель; 14 – шторка; 15 – рукоятка управления воздушной заслонкой отопителя-вентилятора кабины; 16 – зеркало; 17 – рычаг управления подачей топлива; 18 – педаль тормоза; 19 – рычаг управления поворотом; 20 – рычаг переключения заднего хода и диапазонов переднего хода коробки передач; 21 – щиток управления; 22 – молоток для разбивания стекол; 23 – рычаг управления перекосом отвала; 24 – рычаг управления задней навесной системой; 25 – рычаг управления передней навесной системой; 26 – кронштейн крепления термоса (на левой стороне – кронштейн для огнетушителя); 27 – удлиненная рукоятка (В – размер 100 мм – зона контакта руки при работе); 28 – фара; 29 – крышка заливной горловины топливного бака; 30 – кожух для размещения футляра аптечки; 31 – батарея аккумуляторная; 32 – розетка штепсельная подключения переносной лампы; 33 – выключатель «массы»; 34* – рычаг муфты сцепления пускового двигателя; 35* – рычаг механизма включения пускового двигателя; 36* – ручка тяги воздушной заслонки карбюратора; 37* – рычаг переключения редуктора пускового двигателя
__________________________
* Для тракторов с пусковым двигателем
Рычаг управления поворотом 19 предназначен для управления бортовыми фрикционами и тормозами.
При перемещении рычага вдоль продольной оси трактора работает привод управления тормозами, а поперек – привод сервомеханизма управления бортовыми фрикционами.
Передвижением рычага в сторону поворота до упора выключается бортовой фрикцион соответствующего борта. Дальнейшее перемещение рычага назад «на себя» до упора приводит к остановке гусеницы, при этом происходит крутой поворот.
После окончания торможения рычаг отпустить. Под действием пружины он вернется в нейтральное положение. Тормоз выключится, а бортовые фрикционы включатся.
Схема перемещения рычага управления поворотом показана на рис. 3.11.
Рис. 3.10. Схема переключения передач: А – положения рычага переключения передач; В – положения рычага переключения заднего хода и диапазонов переднего хода коробки передач; N – нейтральное положение; 1 – ускоренный диапазон; 2 – нормальный диапазон; 3 – задний ход; I, II, III, IV – передачи |
Рис. 3.11. Схема перемещения рычага управления поворотом: 1 – нейтральное положение; 2 – включен стояночный тормоз; 3 – выключен правый бортовой фрикцион; 4 – включен правый тормоз; 5 – выключен левый бортовой фрикцион; 6 – включен левый тормоз |
При заглушенном дизеле на подъемах (уклонах) трактор затормозить включением стояночного тормоза: передвинуть рычаг назад «на себя» и зафиксировать защелкой.
Торможение трактора производится без отключения бортовых фрикционов передвижением рычага «на себя» или педалью 18 тормоза – «от себя».
ВНИМАНИЕ! Для уменьшения вибрационных нагрузок на оператора при длительной работе рекомендуется заменить рукоятку рычага управления поворотом на удлиненную рукоятку, находящуюся в ЗИПе. Загнутый конец удлиненной рукоятки должен быть обращен вперед (в сторону щитка приборов).
Рабочая зона положения руки оператора находится на участке В (рис. 3.9) – около 100 мм от нижнего торца удлиненной рукоятки.
Рычаг управления передней навесной системой 25 изположения «НЕЙТРАЛЬНОЕ – ЗАПЕРТО» может перемещаться в положение «на себя» до упора – «ПОДЪЕМ»; «от себя» до упора (через нейтральное положение) – «ОПУСКАНИЕ»; дальнейшее передвижение «от себя» – «ПЛАВАЮЩЕЕ».
Рычаг управления перекосом отвала 23.
При перемещении «на себя» обеспечивается левый перекос отвала, при перемещении «от себя» – правый.
Рычаг управления задней навесной системой 24.
Положение рычага и соответствующие ему рабочие позиции аналогичны положениям рычага управления передней навесной системой.
Щиток приборов 12 предназначен с помощью установленных на нем приборов контролировать нормальную работу трактора. На щитке приборов (рис. 3.12) расположены:
– указатель напряжения 1 в электросети трактора. Нормальное напряжение не ниже 26 В;
– приемник указателя давления масла 3 предназначен для контроля давления масла в системе смазки дизеля. Нормальное давление от 0,3 до 0,5 МПа (от 3 до 5 кгс/см²);
– приемник указателя температуры охлаждающей жидкости 5 предназначен для контроля температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля. Нормальная рабочая температура охлаждающей жидкости от плюс 65 до плюс 85 °С, максимально допустимая 100 °С – в течение не более 10 мин;
– приемник указателя уровня топлива 6 предназначен для контроля уровня топлива в топливном баке;
Рис. 3.12. Щиток приборов трактора с механической трансмиссией:
1 – указатель напряжения; 2 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности воздушного фильтра дизеля (рубиновый); 3 – приемник указателя давления масла в системе смазки дизеля; 4 – фонарь контрольной лампы сигнализатора аварийного давления в системе смазки коробки передач (рубиновый); 5 – приемник указателя температуры охлаждающей жидкости дизеля; 6 – приемник указателя уровня топлива; 7 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности масляного фильтра дизеля (рубиновый); 8 – замок-включатель стартера и МЗН; замок-включатель стартера*; 9,10 – свободный; 11 – кнопка сигналов; 12 – выключатель подсветки щитка приборов; 13 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности фильтра гидросистемы навесного оборудования (рубиновый); 14 – выключатель фар капота; 15 – выключатель электрофакельного устройства (ЭФУ); выключатель МЗН*; 16 – фонарь контрольной лампы, указывающий готовность системы ЭФУ к пуску дизеля (зеленый); 17 – выключатель магнето*; 18 – контрольная лампа сигнализатора аварийного давления в системе смазки дизеля
————————————————————————————
* Для тракторов с пусковым двигателем
– фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора засоренности фильтра гидросистемы навесного оборудования 13, загорание указывает на засоренность фильтра;
– кнопка сигналов 11;
– фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора аварийного давления 4, загорание указывает на падение давления в системе смазки коробки передач ниже допустимого;
– контрольная лампа сигнализатора аварийного давления 18, ее загорание указывает на падение давления в системе смазки дизеля (перед ТКР) ниже допустимого;
– фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора засоренности воздушного фильтра дизеля 2, загорание указывает на засоренность воздушного фильтра;
– фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора засоренности масляного фильтра дизеля 7, загорание указывает на засоренность масляного фильтра;
– фонарь (зеленого цвета) контрольной лампы, указывающий готовность электрофакельного устройства (ЭФУ) к пуску дизеля 16;
– замок-включатель стартера и маслозакачивающего насоса 8, для трактора с пусковым двигателем – замок-включатель стартера;
– выключатель электрофакельного устройства (ЭФУ) 15, для трактора с пусковым двигателем – выключатель МЗН;
– блок клавишных выключателей с выключателями подсветки щитка приборов 12, фар капота 14, для трактора с пусковым двигателем – выключателем магнето 17.
Назначение приборов, ламп, выключателей на щитке указано символами (рис. 3.6).
Внутри корпуса щитка приборов установлены предохранители, коммутационное электрооборудование. Доступ внутрь корпуса осуществляется снизу через крышку.